?

Log in

No account? Create an account
рыбина

про науку и общественную жизнь.

Почитала немножко свою ленту, пообщалась с Кристиной, которая доделывает диссертацию в Тарту и по-моему единственный из нашего выпуска человек, который без оговорок занимается наукой всерьез - в отличие от меня! И вот что я хочу сказать: у меня навязчивое впечатление, что есть люди, которые спят, и те, кто бодрствуют. Наступает ночь, просыпается последовательно мафия, комиссар, врач, ну и мало ли еще какие персонажи, порожденные буйной фантазией дебатера :) А мирные жители только утром замечают какие-то неясные последствия ночной жизни. Вот я и мое ближайшее окружение, так сказать, круг ежедневного общения - сейчас явно спим, кто более, кто менее чутко. Сквозь сон до нас что-то там доносится: отзвуки, какие-то дуновения, отголоски тенденций, последствия событий. Утром мы просыпаемся и пытаемся сообразить, что же там реально ночью-то происходило. А не получается, нас же там не было.
Что это за сон? Шоры увлечений, когда сидишь в своем маленьком мирке и общаешься на одну ключевую тему - хорошо видно на примере того, кто о чем постит вконтакатах - для меня это в недавнем прошлом, но воспоминания свежи. Сейчас - мое вынужденное затворничество и погруженность в Женьку, а также необходимость позитивного настроя и мировоззрения, что автоматически исключает чтение новостных лент и упаси господи слушания Эха Москвы и иже с ним (и я даже считаю, это правильно, ребенок же чувствует атмосферу вокруг, вот и не будем читать советских (и никаких!)) газет перед кормлением грудью, иначе откуда же будет доверие к миру и всякое такое). А впрочем, тоже известная и глубоко порочная практика: это мое счастье, не портите его мне, а что там вокруг не желаю ни знать, ни видеть... Бывает и другое - нежелание разобраться, стремление поверить на слово, ощущение беспомощности и неверия в то, что что-то можно изменить - а кто-то ведь пытается. Тоже во всем этом грешна.

Не могу сказать, что это все навеяно какими-то конкретными событиями, скорее я всегда обо всем этом думала, только никогда не формулировала. Ну вот да, я пишу диссер, но как-то страшно за свежесть получаемых мыслей. Плюс начиталась дискуссий о возвращении в школу итогового сочинения и взыграло, что а я-то что же, меньше понимаю, что ли? Отчего же я-то сижу тут в Самаре, и когда буря уляжется, буду с покорностью готовить какого-нибудь старшеклассника к экзамену по готовому уже стандарту?
Раньше я хотя бы держала руку на пульсе и чувствовала свою ответственность за содержание пары-тройки учебников, в которые если хорошего не добавляла... Хотя как так не добавляла, когда я с дозволения главного редактора собственноручно вписала в переиздание книжки "Я - гражданин России" за 3, не то за 4 класс, аж целых две революции?!? а то было прелестно: большевики выгоняют из Зимнего Дворца Временное Правительства, бог его знает откуда там взявшееся :) Так вот, во всяком уж случае мусора я из рукописей прилично повычистила, чем горжусь. Но теперь же Системы Занкова нет в Федеральном Перечне, я ж теперь досижиаю декрет и вслед за любимыми коллегами подпадаю под сокращение и отправляюсь искать новое место работы.

Есть чувство центра, мейнстрима - но где-то там, далеко, не у нас (для меня особенно болезненно это в науке). Бежишь за паровозом, лазишь по книжкам, а толку. Пока разберешься, ветер переменился. Надо быть тем, кто дует, но только не верится в силу своих легких.

В свое время Л.А. Конева говорила на семинаре о том, что подавляющее большинство людей по своему философскому сознанию принадлежат не то что не XX, а XVII веку. Дальнейшая философия ими не усвоена, не переварена и даже не попробована, в общем-то. Вот с тех пор я думаю о том, а какой эпохе (не только философского, а филологического, педагогического, политического или танго-сознания или в любой другой сфере) принадлежу я и окружающие. Много думала о том, сколько же людей продолжают по сю пору жить кто при социализме, кто в перестроечную эпоху. Что было после - замечено только на уровне бытовых успехов и неурядиц, материальной культуры (как всегда опасаюсь конкретных примеров, поскольку говорю строго в общем). Сейчас забавно наблюдать в этом отношении за педиатрией и педагогикой - у кого еще Спок, у кого уже Сирсы, кто-то завяз на этапе советской педиатрии, а у кого-то аццкая смесь так вот, я отвлекся, как сказал бы Гомер

Очень мало людей получают информацию о происходящем непосредственно. Тут дело не в активном участии, а скорее в деятельном присутствии и восприятии событий. Вот они-то живувт в нашу эпоху, они знают, какая она. Остальные - завязли в других временных слоях, и либо движутся с опозданием, либо вовсе не движутся. А вы говорите: машина времени, параллельные миры. Да вот они!

Comments